В современном, быстро развивающемся обществе
проблема поликультурного воспитания дошкольников выходит на первый план. Изменившиеся
условия современной жизни диктуют необходимость
использования в работе с дошкольниками принципов психологии и
педагогики, обеспечивающих комфортное пребывание каждого ребенка в
мультикультурном социуме и полноценное развитие, независимо от национальной
принадлежности, формирование толерантности, складывающейся из уважения точки
зрения другого человека, доброжелательного отношения и проявления интереса к
другой культуре.
Новое поколение детей должно быть толерантным, терпимым, с развитым чувством уважения к людям иной культуры, умеющим жить с ними в мире и согласии, с готовностью к активному взаимодействию.
Новое поколение детей должно быть толерантным, терпимым, с развитым чувством уважения к людям иной культуры, умеющим жить с ними в мире и согласии, с готовностью к активному взаимодействию.
В
конце ХХ века пошел процесс сближения стран и народов, произошла мощнейшая
миграция населения (в мире 2000 народов и более 200 стран), превращая планету в
«глобальную деревню». Это потребовало сменить ценностные ориентации и
переориентироваться с монокультурного образования на многокультурное, т.е.
поликультурное при сохранении в качестве стержня свою собственную культуру.
Поликультурное
воспитание понимается как психолого-педагогический процесс, предполагающий учет
культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических
меньшинств и предусматривает: адаптацию человека к различным ценностям в
ситуации существования множества разнородных культур; взаимодействие между
людьми разных традиций; ориентацию на диалог культур; отказ от
культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов. Процесс
поликультурного воспитания охватывает все сферы жизнедеятельности
образовательного учреждения и направлен на формирование, высоконравственной
личности, способной к осуществлению собственной оценочной деятельности,
самостоятельной выработки жизненной позиции, основанной на твердых нравственных
убеждениях.
Базовое учреждение поликультурного
образования - детский сад, так как именно здесь общей основой воспитания и
обучения является овладение родной и русской речью, становление основ
мировоззрения, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных
ценностей, традиций.
Педагогическая технология приобщения
дошкольников к творчеству, обычаям и традициям других народов и воспитания
нравственных чувств в ДОУ строится на основе следующих подходов:
- вовлечение
детей в разнообразные виды деятельности (театрализованная, изобразительная,
декоративно-прикладная, музыкальная, учебно-познавательная);
- интеграция
различных видов искусств при опоре на разные жанры фольклора народов Кубани;
- использование
взаимодействия в системе педагог-ребенок-родители;
- осуществление
воспитательной работы на основе культур разных национальностей.
В нашем детском
саду на базе инновационной площадки готовится вторая встреча детско-родительского клуба "Мы такие разные", родительская гостиная "Сила семьи в ее традициях". На которой мы, конечно же будем говорить о традициях воспитания и обучения в кубанских семьях.
Презентация: https://docs.google.com/presentation/d/1cUgHX2oJJiNl9WNQDt2CyjP3YbDsFbTy_0W60WSQYew/pub?start=false&loop=false&delayms=3000
Но мальчику радовались больше: помимо традиционного интереса к рождению сына, продолжателю рода, сюда примешивались чисто практические интересы - на будущего казака, воина община выдавала наделы земли. Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости. Мальчика стригли первый раз, когда ему исполнятся год. Подстриженного мальчонку сажали верхом на коня и гадали, как он будет себя вести, по малейшим приметам стараясь угадать судьбу будущего воина.
Презентация: https://docs.google.com/presentation/d/1cUgHX2oJJiNl9WNQDt2CyjP3YbDsFbTy_0W60WSQYew/pub?start=false&loop=false&delayms=3000
Кубань… так
называют наш край по имени реки. Край широких степей, высоких гор, богатых лесов
и садов, любимый уголок земли – наша малая Родина. Кубань – чудесный,
благодатный край, которым нельзя не гордиться. Все живущие на Кубани люди
стремятся сделать нашу Родину лучше, богаче, красивее. Нельзя забывать, что
любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине, к своему
родному краю впитывается с колыбельной матери.
Во все времена семья играла особую роль в
жизни человека, предопределяла становление его личности, фундаментальных
ценностей передающихся от поколения к поколению. Традиции воспитания в
кубанских семьях мы рассмотрим на примере казачьей семьи, в которых главными
качествами личности считались: трудолюбие, честность, общительность, радушие и
добрый нрав.
Семьи на Кубани были большие. Казаки любили
детей и рады были рождению и мальчика, и девочки. Но мальчику радовались больше: помимо традиционного интереса к рождению сына, продолжателю рода, сюда примешивались чисто практические интересы - на будущего казака, воина община выдавала наделы земли. Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости. Мальчика стригли первый раз, когда ему исполнятся год. Подстриженного мальчонку сажали верхом на коня и гадали, как он будет себя вести, по малейшим приметам стараясь угадать судьбу будущего воина.
Схватиться за гриву — будет жив. Заплачет,
повалиться с коня — быть убитому. Крестный, обучал церковным обычаям и всем
видам воинского искусства. Считалось, что отец может быть излишне строг или
чрезмерно мягок, а крестный — духовный отец — будет и строг, и справедлив. С
трех-пяти лет казачонка уже приучали к верховой езде, рукопашному бою.
Стрелять
учили с семи лет, рубить шашкой — с десяти. С пяти лет мальчишки работали с
родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Оставалось и
время для детских игр. Но сами игры были такими, что в них казак
обучался либо работе, либо воинскому искусству. В семь лет мальчонку стригли
ритуально во второй раз. С этой минуты мальчика могли наказывать только
мужчины. Женщины не имели право вмешиваться в его воспитание. А когда старшие
уезжали из дома, он оставался за хозяина.
Воспитание
девочки в казачьей семье очень сильно отличалось от воспитания мальчика,
потому что у них было другое предназначение: стать хорошей хозяйкой,
рукодельницей, многодетной матерью, верной женой и помощницей в жизни, крепким
тылом воина — казака. Девочки начинали работать с детства.
Таскаясь
"хвостиком" за матерью по дому, они участвовали во всех работах:
стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С пяти лет учились
вышивать, шить, вязать на спицах и крючком — это умела каждая казачка. Была и
особенная работа — нянчить младших!
Трудовая жизнь начиналась рано. Но не
исключала радости и веселья: девочки и пели, и плясали, а обучали их этому
старшие женщины. Росла девочка с главной мыслью, что она
будущая хозяйка и мать, — этому было подчинено все ее воспитание.
В казачьей
семье особым уважением пользовались старики. Они выступали хранителями обычаев,
играли большую роль в общественном мнении.
К
сожалению то, что годами копили и
бережно сохраняли наши деды и прадеды мы стремительно теряем. В погоне за
западной модой, мы забываем культуру своего народа. Наша задача, возрождать
традиции кубанского народа, воспитывать чувство любви к родному краю.
Комментариев нет:
Отправить комментарий